Интересно о здании Правительства

Дом Л.М. Гандурина

imgpas_005.jpgКраснокирпичный особняк в стиле неоклассицизм, выстроенный для фабриканта Л.М. Гандурина (1852-1924), до революции  выделялся в окружающей застройке своими монументальными размерами, Дом выходил главным фасадом на красную линию Михайловской улицы (ул. Пушкина), а боковым был обращён в несуществующий ныне переулок.  Въезд на территорию усадьбы оформляли парадные ворота с примыкающей к ним одноэтажной сторожкой.

004402.jpgХозяин дома Лаврентий Михайлович в 1876 г. вместе с братом Николаем  вышел   из состава правления родительской фабрики, получив свою часть капитала. Вложив полученные средства в производство, братья впоследствии стали совладельцами ткацкой и ситцепечатной фабрик «Товарищества мануфактур Н. и Л. Гандуриных». Сейчас в её корпусах размещается механический завод им. Г.К. Королёва. В 1881 г. женой Лаврентия Михайловича  стала дочь фабриканта А.Н. Витова Зинаида. В браке у них родились 10 детей. В 1906 г. его старший сын Александр женился на Анне Ивановне Севенард, а в следующем году вступил в брак второй сын - Михаил Лаврентьевич. Его женой стала дочь фабриканта Н.Т. Щапова - Елизавета.Увеличение числа членов семьи потребовало строительства нового дома на пустом участке неподалёку от расположенного рядом старого особняка (ул. Пушкина, 11). 

Паспорт.jpgНовый дом выстроен в 1908 г. по проекту московского архитектора П.А. Заруцкого. В этот период при строительстве гражданских зданий, в том числе особняков, большое распространение получил неоклассицизм. Значительную роль в его становлении сыграло художественное объединение «Мир искусства». В своих взглядах они идеализировали эпоху просвещенной монархии и дворянской культуры, то есть конец XVIII – начала XIX века. Считалось, что идеальный для России путь культурно – исторического развития – европеизм. Европа выступала символом активной преобразовательской деятельности, просвещения и культуры, Петербург – воплощением обновления и европеизации России, а Петр I казался героем и кумиром, олицетворением энергии и воли, победившим русскую косность и лень. Социально – политические симпатии помогли увидеть в классицизме факт национальной культуры, а в архитектуре XVIII – начала XIX веков – воплощение отечественного художественного гения. Отсюда и желание возродить стиль того времени. Именно в классицизме проявились вечные формы и законы архитектуры, которые неоднократно служили базой создания архитектурных стилей в разные эпохи и в разных странах.

Классицизм представлял собой абстрактную художественную систему. Ордер, выражающий внутреннюю структуру здания, можно было применять к разным по композиции и размерам сооружений. Таким образом, можно было создать зримое единство форм с памятниками прошлого. Классицизм знаменовал собой общечеловеческие нетленные ценности, поскольку в эпоху, когда художественные течения быстро сменяли друг друга, возникала тоска по вечному и общезначимому. Однако неоклассицизм вовсе не призывал к прямому возрождению старых архитектурных форм. Архитектор П.А. Заруцкий стремился создать наиболее удобную планировку жилого дома, соответствующую желанию заказчика. Поэтому главный фасад особняка асимметричен. Слабо выступающие боковые ризалиты разной ширины завершаются фронтоном или ступенчатым аттиком. На боковом фасаде выделяется трехгранный эркер с сильно выдвинутым тамбуром входа, над которым устроен балкон, ограждённый решёткой и парапетом с вазонами. Окна второго этажа в ризалитах уличного фасада и по сторонам эркера заключены в арочные ниши и трактованы как трехчастные.

Интерьеры дома в значительной степени стилизованы в духе классической архитектуры. В глубине вестибюля расположена парадная двухмаршевая лестница с гирляндами в орнаменте бронзового ограждения. Вестибюль первого этажа оформлен двумя парами колонн дорического ордера, а на втором этаже – ионического ордера. В завершении стен верхнего вестибюля проходит лепной карниз с растительными мотивами. Аналогичное оформление имеет и потолок. Парадный зал разделён двумя парами коринфских колонн на две половины. В одной части зала лепной декор включает парных грифонов в медальонах и барельефы, изображающие батальные сцены из античной мифологии. В другой части лепнина выполнена в духе барокко.

После революции особняк был муниципализирован и в нем разместился клуб коммунистов. С октября 1918 г. дворец принадлежал губкому партии. С 1929 г., после организации Ивановской промышленной области, в особняке Л.М. Гандурина разместился обком КПСС.

В 1937 г. по проекту А.А. Бречалова был надстроен стилизованный третий этаж, повторивший завершения старого дома. Позднее здание расширили за счет пристройки вдоль бывшего переулка. В постперестроечный период здесь находилось областное Законодательное собрание, а c 2006 г. здание занимает Правительство Ивановской области.