Вопросы и ответы

Включается ли в стаж государственной гражданской службы период обучения граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях?

Исчисление стажа государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее – гражданский служащий) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу (далее – стаж гражданской службы) осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 1532.

Данным Указом Президента Российской Федерации утвержден перечень периодов замещения должностей, включаемых (засчитываемых) в стаж гражданской службы (далее – Перечень) и порядок исчисления стажа гражданской службы Российской Федерации (далее – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка в стаж гражданской службы включаются (засчитываются) периоды государственной службы и иные периоды замещения должностей, указанные в Перечне.

В соответствии с пунктом 21 Перечня в стаж гражданской службы включаются периоды военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, федеральных органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах Российской Федерации, учитываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации при исчислении стажа государственной службы.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон № 53-ФЗ). При этом к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, отнесены курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, с которыми заключен соответствующий контракт. До заключения контракта о прохождении военной службы курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования признаются военнослужащими, проходящими военную службу по призыву.

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона № 76-ФЗ установлено, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы.

Пунктом 3 статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ предусмотрено, что до заключения контракта о прохождении военной службы курсант имеет правовое положение военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

В этой связи, учеба курсантов образовательных учреждений профессионального образования включается в стаж гражданской службы из расчета один день военной службы за два дня работы до заключения с ними контракта о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, а после заключения контракта – из расчета один день военной службы за один день работы.

Понятия «военная служба» и «военная служба по контракту» впервые введены Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 4455-1), вступившим в силу с 1 марта 1993 г.

До вступления в силу Закона № 4455-1 применялись понятия «действительная срочная военная служба» и «действительная сверхсрочная военная служба» в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, а в отношении офицерского состава – «действительная военная служба».

Статьей 11 Закона СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» было предусмотрено, что граждане, принятые в военно-учебные заведения, состояли на действительной военной службе и именовались курсантами. На курсантов распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы, в связи с чем они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 76-ФЗ, устанавливаются гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах¸ а также гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР.

С учетом указанного положения Федерального закона № 76-ФЗ действительная срочная военная служба, как и военная служба по призыву, включается в стаж гражданской службы в льготном порядке из расчета один день военной службы за два дня работы, действительная военная служба, как и военная служба по контракту – из расчета один день военной службы за один день работы.

Учитывая изложенное, до принятия Закона № 4455-1 период обучения граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения, включается в стаж гражданской службы в льготном исчислении из расчета один день военной службы за два дня работы, а оставшееся время обучения – из расчета один день военной службы за один день работы.
Можно ли изменить должностные обязанности государственного гражданского служащего на основании статьи 29 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?
Источник: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/1/1/0

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 79-ФЗ) права и обязанности государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее ‒ гражданский служащий), а также должностной регламент являются существенными условиями служебного контракта.

Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя, осуществляется профессиональная служебная деятельность гражданского служащего.

Пунктом 2 части 2 статьи 47 Федерального закона № 79-ФЗ предусматривается, что в должностной регламент включаются должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего, которые устанавливаются в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее ‒ гражданская служба).

Учитывая, что в должностном регламенте закрепляются права и обязанности гражданского служащего, а также устанавливается ответственность за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, должностной регламент является приложением к служебному контракту.

Из понятия служебного контракта, которое определено в части 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ, следует, что соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим заключается о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона № 79-ФЗ по инициативе представителя нанимателя допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей.

В порядке, определяемом данной статьей Федерального закона № 79-ФЗ, представителем нанимателя могут быть изменены существенные условия, связанные с прохождением гражданскими служащими гражданской службы, к числу которых относятся организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Порядок изменения существенных условий служебного контракта, связанных с замещением должности гражданской службы, к числу которых относятся должностные обязанности, статьей 29 Федерального закона № 79-ФЗ не предусматривается.

Вместе с тем, должностные обязанности, как отмечалось выше, включены в должностной регламент, в связи чем их изменение предполагает внесение соответствующих изменений в должностной регламент. В результате изменения должностного регламента ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится иной должностью гражданской службы в связи с изменением функциональных обязанностей.

В этой связи внести в должностной регламент изменения, предусматривающие включение иных должностных обязанностей, по нашему мнению, возможно только в случае проведения в государственном органе организационно-штатных мероприятий, предполагающих сокращение должности гражданской службы.

Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы, включая порядок уведомления и предложения иной должности гражданской службы, регулируются статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ.

Из положений пункта 4 части 3 статьи 27 и части 1 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ следует, что назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, предложенную ему взамен сокращаемой должности гражданской службы, осуществляется с письменного согласия гражданского служащего в порядке перевода.

О возможности перевода гражданского служащего с его письменного согласия на иную должность гражданской службы в том же государственном органе указывается также в части 1 статьи 28 Федерального закона № 79-ФЗ.

Согласно части 6 статьи 31 Федерального закона № 79-ФЗ в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должности гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 данной статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

Учитывая изложенное, изменение должностных обязанностей гражданского служащего, по нашему мнению, возможно в соответствии с положениями Федерального закона № 79-ФЗ, регулирующими служебные отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы.
Минтруд России в настоящее время проводит анализ практики реализации положений Федерального закона № 79-ФЗ, касающихся существенных условий служебного контракта, и готовит соответствующие изменения в данный Федеральный закон.
В каких случаях на гражданской службе применяются положения статьи 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»?
Источник: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/1/1/2

Статьей 30 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предусматривается временное замещение иной должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба).

В соответствии с частью 1 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ в случае служебной необходимости представитель нанимателя имеет право переводить государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий) на срок до одного месяца на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы в том же государственном органе с оплатой труда по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже установленного ранее размера оплаты труда. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, временной приостановки профессиональной служебной деятельности по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения временно отсутствующего гражданского служащего. При этом гражданский служащий не может быть переведен на иную должность гражданской службы, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Частью 2 указанной статьи Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что продолжительность перевода для замещения временно отсутствующего гражданского служащего не может превышать один месяц в течение календарного года.

Вместе с тем, указанные положения статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ на практике не применяются по следующей причине.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей.

Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона № 79-ФЗ на основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы с гражданским служащим заключается служебный контракт.

Частью 1 статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что служебный контракт – это соглашение между представителем нанимателя и гражданином Российской Федерации, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

С учетом указанных положений статьи 23 Федерального закона № 79-ФЗ представитель нанимателя не вправе назначить гражданского служащего на должность гражданской службы и заключить служебный контракт без согласия гражданского служащего.

В этой связи на практике применяются только положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ по соглашению сторон служебного контракта представитель нанимателя вправе назначить гражданского служащего на не обусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, в том числе более высокой группы должностей, с установлением должностного оклада по временно замещаемой должности гражданской службы, но не ниже должностного оклада по ранее замещаемой должности гражданской службы, выплатой установленных по временно замещаемой должности гражданской службы надбавок и предоставлением государственных социальных гарантий.

Гражданский служащий может быть назначен на необусловленную служебным контрактом должность гражданской службы, ранее замещаемую временно отсутствующим гражданским служащим, если уровень его профессионального образования, стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или стаж (опыт) работы по специальности или направлению подготовки соответствуют квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

При согласии гражданского служащего на временное назначение на другую должность гражданской службы с ним прекращается служебный контракт по ранее замещаемой должности гражданской службы, и он освобождается от этой должности.

На основе акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы на период временного отсутствия другого гражданского служащего с согласившимся на ее замещение гражданским служащим в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 25 Федерального закона № 79-ФЗ заключается срочный служебный контракт.

Срок срочного служебного контракта зависит от продолжительности отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

Ранее замещаемая гражданским служащим должность гражданской службы становится вакантной и назначение гражданского служащего вновь на эту должность, если по истечении срока срочного служебного она будет вакантной, возможно в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ по результатам конкурса или в случаях, указанных в части 2 данной статьи – без конкурса.

Срочный служебный контракт, заключенный на период замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым в соответствии с данным Федеральным законом сохраняется должность гражданской службы, согласно части 3 статьи 35 Федерального закона № 79-ФЗ расторгается с выходом этого гражданского служащего на службу, и гражданский служащий, замещавший указанную должность, освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы.

Учитывая изложенное, на период временного отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы, на указанную должность в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 22 Федерального закона № 79-ФЗ возможно назначение гражданина Российской Федерации или гражданского служащего, у которого истекает срок действия срочного служебного контракта.

Положения части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ применяются, как правило, в случае нахождения гражданского служащего в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание.

В случае нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, командировке, а также в иных случаях, при которых за гражданским служащим сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, нормы части 3 статьи 30 Федерального закона № 79-ФЗ не применяются.

При непродолжительном отсутствии гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы и денежное содержание, обязанности по этой должности исполняются другим гражданским служащим, в должностном регламенте которого предусмотрено замещение должности временно отсутствующего гражданского служащего.

Если на должность временно отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется замещаемая им должность гражданской службы, но не сохраняется денежное содержание, не назначен гражданин Российской Федерации или другой гражданский служащий, то с согласия другого гражданского служащего представителем нанимателя на него может быть возложено исполнение обязанностей по должности гражданской службы временно отсутствующего гражданского служащего без освобождения от исполнения обязанностей по замещаемой данным гражданским служащим должности гражданской службы. В данном случае издается соответствующий приказ государственного органа, в котором представителем нанимателя может устанавливаться выплата за исполнение обязанностей по должности временно отсутствующего гражданского служащего. 
Может ли гражданин Российской Федерации, достигший возраста 60 лет, поступить на государственную гражданскую службу Российской Федерации?
Источник: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/1/1/3

Согласно части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ) предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе Российской Федерации – 60 лет.

Государственному гражданскому служащему Российской Федерации (далее – гражданский служащий), достигшему предельного возраста пребывания на государственной гражданской службе Российской Федерации (далее – гражданская служба), срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению представителя нанимателя, но не свыше чем до достижения им возраста 65 лет, а гражданскому служащему, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учрежденную для содействия лицу, замещающему государственную должность,- до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен по решению Президента Российской Федерации, но не свыше чем достижения им возраста 70 лет.

Нормы части 1 статьи 25.1 Федерального закона № 79-ФЗ распространяются только на гражданских служащих, достигших предельного возраста пребывания на гражданской службе и состоящих в государственно-служебных отношениях с представителем нанимателя.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что предельный возраст пребывания на гражданской службе - 60 лет, гражданин Российской Федерации, достигший возраста 60 лет, не может быть принят на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы. 
Включаются ли нерабочие праздничные дни в общую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска государственного гражданского служащего Российской Федерации?

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) государственному гражданскому служащему Российской Федерации (далее – гражданский служащий) предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации и денежного содержания.

 Согласно части 2 данной статьи Федерального закона ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

 Частью 8 данной статьи Федерального закона предусмотрено, что по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней, в число которых включаются выходные дни. Учитывая, что данная норма не носит императивного характера, продолжительность других частей отпуска определяется по согласованию с представителем нанимателя. При этом при определении продолжительности каждой из частей отпуска рекомендуется устанавливать ее в количестве дней, кратном 7.

 Вопросы, связанные с включением нерабочих праздничных дней в общую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, Федеральным законом не урегулированы.

 Согласно статье 73 Федерального закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом.

 В соответствии с частью 1 статьи 120 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
Предусматривается ли выплата государственному гражданскому служащему Российской Федерации денежной компенсации взамен части ежегодного оплачиваемого отпуска?

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) государственному гражданскому служащему Российской Федерации (далее – гражданский служащий) предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) и денежного содержания.

  Согласно части 2 данной статьи Федерального закона ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

  Продолжительность основного ежегодного оплачиваемого отпуска гражданских служащих регламентируется частями 3 и 4 статьи 46 Федерального закона.
Частью 9 статьи 46 Федерального закона установлено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

  Вопрос о замене части ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией при прохождении гражданской службы Федеральным законом не урегулирован.

  В соответствии со статьей 73 Федерального закона к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

  Федеральным законом от 1 июля 2010 г. № 139-ФЗ «О ратификации Конвенции (пересмотренной в 1970 году) об оплачиваемых отпусках (Конвенции № 132)» (далее – Федеральный закон № 139-ФЗ) ратифицирована Конвенция об оплачиваемых отпусках, пересмотренная в 1970 г., принятая на 54-й сессии Генеральной конференции МОТ в городе Женеве 24 июня 1970 г. (далее – Конвенция).

  Согласно статье 12 Конвенции запрещается замена денежной компенсацией минимального ежегодного оплачиваемого отпуска.
Федеральным законом № 139-ФЗ предусмотрено, что минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска в Российской Федерации составляет 28 календарных дней.

  Статьей 126 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) установлено, что часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией.

  В связи с тем, что нормы статьи 126 ТК РФ не носят императивный характер, замена части отпуска денежной компенсацией является правом, а не обязанностью представителя нанимателя.

  Учитывая изложенное, по письменному заявлению гражданского служащего денежной компенсацией может быть заменена часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней или любое количество дней из этой части, если представителем нанимателя будет принято соответствующее решение.
Применяется ли к государственным гражданским служащим Российской Федерации, не достигшим возраста 30 лет и прожившим более года в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, ускоренный порядок начисления процентной надбавки за стаж работы в указанных районах и местностях?

В соответствии с прежней редакцией статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон № 4520-1), действовавшей до 1 января 2005 г., молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивалась в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет.

  С 1 января 2005 г. статья 11 Закона № 4520-1 применяется в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», исключившей положение, предусматривавшее выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее 5 лет.

  Согласно статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 ТК РФ для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.

  Статьей 316 ТК РФ предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  В связи с тем, что соответствующий нормативный правовой акт Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принят, при определении размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях следует руководствоваться Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 (далее – Инструкция).

  Подпунктом «г» пункта 16 Инструкции предусмотрено, что молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются в размере 20% по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20% за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60% надбавки - последние по 20% за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10% за каждые шесть месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.

  Учитывая изложенное, к молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей более года в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, и вступающей в трудовые отношения, применяется ускоренный порядок начисления процентной надбавки, в связи с чем максимальный размер процентной надбавки выплачивается не через 5 лет, как для других работников, а через 2,5 года, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока – через 1,5 года.

  В силу статьи 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к государственным гражданским служащим Российской Федерации в возрасте до 30 лет, прожившим не менее года в районах Крайнего Севера и вступившим в служебные отношения, применяется ускоренный порядок начисления процентной надбавки, предусмотренный подпунктом «г» пункта 16 Инструкции.
Предоставляются ли государственному гражданскому служащему дополнительные выходные дни для ухода за детьми-инвалидами?

Вопросы, связанные с предоставлением дополнительных выходных дней государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее – гражданские служащие), осуществляющим уход за детьми - инвалидами, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) не урегулированы.

  Согласно статье 73 Федерального закона к отношениям, связанным с государственной гражданской службой Российской Федерации, в части, не урегулированной Федеральным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

  Статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

  В виду отсутствия федерального закона, устанавливающего порядок предоставления и оплаты дополнительных выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми - инвалидами, при предоставлении указанных дополнительных выходных дней следует руководствоваться разъяснением Минтруда России и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. № 3/02-18/05-2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденным Постановлением Минтруда России и ФСС РФ от 4 апреля 2000 г. № 26/34 (далее – Разъяснение).

  В соответствии с пунктом 1 Разъяснения четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием на то, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.

  Согласно пункту 2 Разъяснения работающий родитель представляет также справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично.
При наличии перечисленных документов, подтверждающих право гражданского служащего на получение дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом, по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан их предоставить.
Начисляется ли пособие по безработице гражданину Российской Федерации, уволенному в связи сокращением должностей государственной гражданской службы Российской Федерации в государственном органе (упразднением государственного органа), расположенном в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и получившему компенсацию за пятый и шестой месяцы со дня увольнения?

Вопросы предоставления гарантий государственному гражданскому служащему Российской Федерации (далее – гражданский служащий), увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее – гражданская служба) в государственном органе или упразднением государственного органа, урегулированы Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ).

  Согласно части 3.1 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или упразднении государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

  Частью 3.2 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ предусмотрено, что гражданскому служащему, увольняемому из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе или упразднением государственного органа, помимо компенсации, указанной в части 3.1 данной статьи Федерального закона № 79-ФЗ, дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения гражданский служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором гражданский служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств государственного органа.

  Вопросы, связанные с выплатой пособия по безработице гражданским служащим, уволенным из государственного органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе или упразднением государственного органа, Федеральным законом № 79-ФЗ не урегулированы.

  В силу статьи 73 Федерального закона № 79-ФЗ к отношениям, связанным гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом № 79-ФЗ, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

  Условия и сроки выплаты пособия по безработице установлены статьей 31 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон № 1032-1).

В соответствии с частью 3 статьи 31 Закона № 1032-1 пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Учитывая изложенное, гражданам Российской Федерации, ранее состоявшим на гражданской службе в государственных органах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и уволенным в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе или упразднением государственного органа, пособие по безработице начисляется после прекращения выплаты компенсации за пятый и шестой месяцы со дня их увольнения, предусмотренной частью 3.2 статьи 37 Федерального закона № 79-ФЗ.
Возможно ли реализовать гражданину Российской Федерации, проходившему федеральную гражданскую службу, право на получение мер социальной поддержки в условиях отсутствия нормативного правового акта, устанавливающего порядок и условия присвоения звания «Ветеран государственной службы»?

Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон № 5-ФЗ) предусмотрено, что ветеранами государственной службы являются лица, в том числе уволенные с государственной службы в запас (отставку), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия и имеющие стаж или выслугу лет, необходимые для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионного обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) на государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в органах местного самоуправления, иных органах (организациях), работа в которых засчитывается в стаж государственной службы в соответствии с законодательством, а также лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей государственной службы.

  Согласно пункту 3 статьи 6 Федерального закона № 5-ФЗ порядок и условия присвоения звания «Ветеран государственной службы» определяются Президентом Российской Федерации.

  Вопрос о подготовке нормативного правового акта о присвоении звания «Ветеран государственной службы» рассматривался на заседании Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы 9 декабря 2011 г.

  Введение в Федеральный закон № 5-ФЗ положений о присвоении звания «Ветеран государственной службы» осуществлялось в условиях, когда действовало иное пенсионное законодательство Российской Федерации. В условиях низкого уровня пенсионного обеспечения государственных служащих

Российской Федерации посредством введения звания «Ветеран государственной службы» предполагалось компенсировать размеры получаемых ими пенсий.

  Учитывая, что в процессе реформирования денежного довольствия военнослужащих и государственных служащих правоохранительных органов уровень их пенсионного обеспечения был повышен, одним из наиболее приоритетных направлений реформирования государственной службы Российской Федерации в настоящее время является совершенствование системы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих Российской Федерации. В целях повышения пенсионного обеспечения лиц, проходивших федеральную государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба), первоочередным является решение вопроса о повышении уровня оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие).

  Данный вопрос прорабатывается Минфином России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации положений подпунктов «о» и «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров на состоявшемся 29 мая 2013 г. заседании одобрены предложения о поэтапном совершенствовании оплаты труда гражданских служащих (2013 – 2018 гг.).

  Граждане Российской Федерации, проходившие гражданскую службу, могут реализовать право на получение мер социальной поддержки в рамках действующего законодательства Российской Федерации посредством получения звания «Ветеран труда».
Как осуществляется исчисление денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему - женщине, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, в случае предоставления дополнительных перерывов для кормления ребенка?

Вопросы, связанные с предоставлением федеральному государственному гражданскому служащему - женщине дополнительных перерывов для кормления ребенка, Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) не урегулированы.

  В силу статьи 73 Федерального закона к отношениям, связанным с государственной гражданской службой Российской Федерации (далее – гражданская служба), в части, не урегулированной Федеральным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права.

  В соответствии с частью 1 статьи 258 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются помимо перерыва для отдыха и питания дополнительные перерывы для кормления ребенка (детей) не реже чем через каждые три часа продолжительностью не менее 30 минут каждый.

  Согласно части 4 данной статьи ТК РФ перерывы для кормления ребенка (детей) включаются в рабочее время.

  Частью 1 статьи 50 Федерального закона предусмотрено, что оплата труда государственных гражданских служащих Российской Федерации производится в виде денежного содержания.

  Исчисление денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии с Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее – Правила).

  Правилами не определен порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие) в случае предоставления гражданским служащим - женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, перерывов для кормления ребенка.

  Учитывая, что перерывы для кормления ребенка включаются в служебное время, исчисление денежного содержания в данном случае производится в соответствии с пунктом 5 Правил.

  Согласно данному пункту Правил гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» – «г» пункта 2 Правил, включающих ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на федеральной гражданской службе, ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия федеральной гражданской службы, ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, а также ежемесячное денежное поощрение.